ПАМЯТЬ СТАТУЙ
.... Перед нами саморазрушающийся архив, предоставленный самому себе: казалось, никто, кроме фотографа, не заинтересован в его сохранении и запечатлении. Монументы советского периода принадлежат не только времени, но и природе — таково послание мухинского проекта, концентрирующегося на периферии распада и как бы критически дополняющего проект «Монументальной пропаганды» с его идеологией центра. Мухин усложняет наше отношение ко времени, в которое мы живем: если разрушение легко прочитывается как жест защиты, то куда труднее расшифровать логику такого нейтрального процесса, как распад, являющегося результатом неопределенного множества неиерархизованных причин. Его наглядность неотделима от некоторой загадочности.
Создавая архив распада, фиксируя в качестве следа, шрама, остатка то, что
уже готово исчезнуть, раствориться, «Пустые места» противостоят насильственности настоящего момента, делающего столь многое неопределенным. На политическом уровне судьба советских памятников неясна. Сравнение с нацистскими символами неправомерно: последние были запрещены в результате военного поражения Германии, значительная их часть многие десятилетия хранилась в США. Гражданам России предстоит жить бок о бок со своими памятниками еще долгое время, приучая себя относиться к ним более нейтрально. Это, впрочем, лишь частично относится к памятникам, которые воспроизводятся в альбоме, — некоторые из них
доживают последние дни, и никакая политика их уже не спасет.
....
Михаил Рыклин | Москва, 10-12 января 1995 г.